Здравствуйте, Гость ( ·Вход·   ·Регистрация·  )
·Забыли пароль?·

ИСТОРИЯ ТАМБОВЩИНЫ

краткая сводка по истории от татаро-монгол до наших дней

последние обсуждения в темах

Кто что смотрит

Артефакты-3 - 2

stalker

Барский дом. Иловай

Разное

храм в Устье

Бурцевы с.Радостное

Покатушки

Мои предки из малого лаврово

Раз,два,три,четыре,пять,... А кого нам выбирать ???

Кина не будет,електричество кончилось

качественный интернет

антенны для модемов

Интернет опсосы

археологические раскопки под мичуринском

Природа

Вопрос

9 мая

Магнит

удивительное рядом

Что творят с реками Воронеж и Алешней?

с новым годом

Глобальное потепление

Церковь в Громушке,она же в Донском,она же в Козлове

ищу родственников с Ново-Тарбеево

Зорин Владислав Георгиевич

столяр-плотник

штакетник

Нужны землекопы

рабочий на участок

Мясо- перерабатывающее предприятие

мичуринский автовокзал

ИСТОРИЯ ТАМБОВЩИНЫ

новое Гаритово (Миляево)

Они сражались за родину

народные приметы

Юрьев День

Старое Гаритово

добыча известняка в Жидиловке

Успенское



Отправлено: 12 Декабря, 2011 - 14:35:53
Этнический состав населения Тамбовской области во все времена не отличался однородностью.

Территория Тамбовской области расположена в центральной части среднерусской лесостепи. Здесь широкой полосой проходит Окско-Донской водораздел, граница лесостепи и леса, подзоны северной и типичной лесостепи. Со стороны Оки до типичной лесостепи сюда клиньями заходят по р. Цне лесные ландшафты. По облику они почти не отличаются от ландшафтов зоны смешанных лесов. Поэтому северная часть равнины может рассматриваться как переходная к южной части лесной зоны [5]. Долина Цны - самая крупная на равнине. Почти 500 км она тянется от центральных участков плоскоместья на север. Лесные массивы по берегам рек Цны и Челновой издавна служили экологическим коридором для распространения типично лесных видов животных на юг; с другой стороны, они сдерживали расселение степных видов на север, что также отразилось на территориальные границы расселения финно-угорских и индоевропейских оседлых народов, тюркских скотоводческо-земледельческих племен. Эта территория длительное время являлась своеобразной естественной географической границей расселения различных народов. Кроме того, эта территория обладала достаточно благоприятными условиями для жизни и в состоянии была обеспечить пищевыми ресурсами крупные популяции человека. Разнообразие природных условий заставляло жившее здесь население выбирать разные пути адаптации к окружающей среде, отсюда и мозаичность хозяйственных типов, этносов и культур начиная с каменного века и до позднего средневековья.

Воздействие географической среды на жизнь древнейшего населения и эволюция обратного влияния ясно видны по археологическим материалам и памятникам Тамбовской области. На Тамбовщине известно более тысячи памятников археологии, ежегодно открываются десятки новых. Среди них: стоянки древнейших рыболовов и охотников каменного века, многочисленные поселения и курганные могильники первых скотоводов и земледельцев эпохи бронзы, городища и селища ранних финно-угров, скифские и сарматские подкурганные захоронения раннего железного века, селища и грунтовые могильники древней мордвы, подкурганные захоронения средневековых кочевников, древнерусские городища, селища и могильники [6].

Для более глубокого понимания этнических процессов, проходивших на территории Тамбовской области в новое время, кратко рассмотрим основные этапы заселения края в предшествующие этапы.

Начиная с неолита (V-IV тыс. до н.э.) Тамбовский край уже являлся своеобразной контактной, пограничной зоной расселения различных народов. С этого времени здесь фиксируется и сосуществование разных этнических групп. В рассматриваемую эпоху эти различия просматриваются в технологиях. К примеру ямочно-гребенчатая керамика Подзоровской стоянки (Мичуринский район) изготовлена в традициях северных неолитических культур [7]. В целом материал этой стоянки и неолитических памятников бассейна р. Цны типичен для рязанско-долговской неолитической культуры и датируется IV - первой половиной III тыс. до н.э. Не зная, как называли себя древние народы и на каком языке они говорили, археологи дали условные названия их археологических культур по территориальным признакам (рязанско-долговская, абашевская и т.п.) или отличительным признакам погребальных сооружений (катакомбная, срубная и т.п.), констатировав генетические связи племен, населявших бассейны рек Воронежа и Цны с волго-окскими племенами [8]. А накольчатая керамика стоянок южных районов Тамбовской области (Уварово, Шапкино) тяготеет к более южной средне-донской неолитической культуре [9].

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) по лесным берегам бассейна р. Цны довольно плотно расселялись оседлые племена примокшанской, поздняковской культур [10]. В это время природно-климатические условия в значительной степени определили приоритетность скотоводческого хозяйства экстенсивного типа (за счет расширения территории). Раскопки курганов и поселений в лесостепной части Тамбовской области позволили проследить не только обряды захоронения различных археологических культур, населявших нашу территорию в эпоху бронзы (катакомбная, абашевская, срубная), но и с уверенностью утверждать, что именно в это время Тамбовщина очень активно заселялась ранними скотоводами и земледельцами, владевшими приемами обработки меди и бронзы, использовавшими лошадь не только для верховой езды, но и для запряжки их в боевые колесницы [11]. Все это свидетельствует о том, что с юга сюда проникали более подвижные племена.

К концу эпохи бронзы на территории Тамбовской области зафиксирован значительный демографический всплеск, прокатившийся по всей Восточной Европе. Увеличению численности населения и развитию социальной структуры общества способствовали в первую очередь значительные успехи в развитии производительных сил. Если в южной части области эти успехи выразились в победе пастушеско-земледельческого хозяйства, то в северной - в сложении многоотраслевого хозяйства, динамично сочетавшего присваивающие промыслы (охоту и рыболовство) с производящими отраслями (скотоводство и земледелие). В конце II тыс. до н.э. происходит значительный отток земледельческо-скотоводческого населения с территории Тамбовской области в степные районы Восточной Европы, плотность населения значительно уменьшается [12].

К наиболее важным памятникам раннего железного века (VII в. до н.э. - первые века н.э.) в лесной части Тамбовской области относятся городища оседлых племен городецкой культуры, расположенные на высоких лесных берегах рек Цны, Челновой, Керши. Такое расположение было исторически закономерным для эпохи войн. Находки на этих памятниках свидетельствуют о комплексном хозяйстве, включавшем скотоводство, земледелие, охоту и рыболовство [13]. В степной части в это время кочевали вначале киммерийцы, затем скифы, позже - сарматы. Их захоронения обнаружены в курганах Жердевского и Первомайского районов, а скифские мечи-акинаки и сарматские кинжалы, выпаханные из курганов, можно встретить во многих музеях Тамбовщины [14].

В середине I - начале II тыс. н.э. в Поценье, занятом ранее городецкими племенами, выделяется мордва-мокша, сохранявшая социокультурные традиции до активного продвижения на Тамбовщину русского населения в XVII в. По культурным традициям и этническим особенностям мордва близка к предшествующей городецкой культуре. Поэтому археологи справедливо считают мордовское население потомками городцов. Также и на памятниках Тамбовской области просматривается генетическая связь городецких и мордовских племен, трансформация городецкой культуры в древнемордовскую [15]. Средневековые памятники мордвы-мокши довольно плотно расположены по берегам р. Цны и ее притоков. Это и поселения, и городища, и грунтовые могильники. Забегая вперед, укажем, что процесс вхождения мордвы в состав Русского государства был длительным и закончился, пожалуй, только в ХVII-Х VIII вв. Это время активной ассимиляции мордвы, другими словами - русской колонизации [16].

Около середины III в. н.э. в степях Евразии наблюдаются крупные племенные передвижения, которые стали причиной исчезновения сармат и с нашей территории. С этого времени южная часть Тамбовщины на многие столетия становится излюбленным местом передвижений различных кочевых, преимущественно тюркоязычных народов (аланов, печенегов, половцев). К примеру, от присутствия здесь половцев сохранились каменные изваяния, стоявшие на курганах [17]. Четких следов пребывания славянского населения (до X в. н.э.) на территории Тамбовщины не обнаружено. Следует отметить только отдельные славянские предметы, встречающиеся на мордовских селищах и могильниках. Видимо, это следы торговых и культурных отношений между славянами и мордвой.

В X в н.э. по территории Тамбовщины проходил сухопутный торговый путь «Из Булгар в Киев». Казанский археолог А.Х. Халиков, проводивший исследования по маршруту этого пути, зафиксировал в 1989 г. одну из стоянок у с. Перевоз Ржаксинского района [18].

В ХII-ХIII вв. северо-западная часть Тамбовского края входила в состав Рязанского удельного княжества. Граница со Степью проходила с запада на восток по р. Матыра до р. Цна, далее по Цне на север до р. Оки. Археологическими исследованиями последних лет выявлены древнерусские селища в бассейнах рек Польной и Лесной Воронеж в Мичуринском р-не, реки Матыра в Петровском р-не, реки Цны и ее притоков в Моршанском, Тамбовском и Знаменском р-нах [19]. В районе с. Никольское Знаменского района находилась сторожевая порубежная крепость. Под ее защитой появились селища. Раскопками 2001-2002 гг. установлено, что русичи жили в землянках, в некоторых случаях в полуземлянках и наземных жилищах. Занимались земледелием, животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Но главное занятие - несение сторожевой службы. Жизнь на этих и других селищах Тамбовщины прекратилась с вторжением монголо-татарских войск на Русь в 1237 г. и полным разгромом Рязанского княжества, что привело к запустению окраин государства.

Руководитель археологической экспедиции, проводившей раскопки у с. Никольское Знаменского района, С.И. Андреев связывает Никольское городище с летописной Онузой. Тамбовский археолог Н.Б. Моисеев не разделяет его мнения и предполагает расположение Онузы севернее. Вопрос о местонахождении летописной Онузы - пограничного городка Рязанского княжества, разоренного войсками Батыя в 1237 г. перед взятием Рязани, поднимали многие исследователи ХIХ-ХХ вв. Среди них историки В.Н. Татищев, СМ. Соловьев, МЛ. Погодин, В.В. Каргалов и др. Из тамбовских краеведов к этой теме обращались С.А. Березнеговский, И.И. Дубасов, П.Н. Черменский. Хотя подходы к этому вопросу у них разные, но в большинстве они сходятся в одном: Онуза находилась на современной территории Тамбовской области. Исходя из тактических и стратегических соображений, Н.Б. Моисеев и А.И. Раевский предполагают расположение Онузы в междуречье рек Челновой и Польной Воронеж [20].

После опустошительного набега монголо-татарских войск в нижнем течении Волги образовалась татарская Золотая Орда, северные границы которой проходили по степным просторам Тамбовского края. Татары обложили данью не только русские земли, но и мордву. Однако жизнь в крае полностью не угасла. Под защитой лесов и рек продолжали существовать небольшие русские и мордовские поселения. После распада Золотой Орды и образования централизованного Русского государства с середины XVI в. начинается борьба с постоянной татарской угрозой с юга. В 1553 г. одним из первых здесь был построен г. Шацк, сыгравший важную роль в заселении бассейна Цны. Во второй половине XVI в. возникла Верхоценская волость, первоначальным населением которой была мордва. Однако к началу XVII в. сюда переселилось немало русских крестьян, бежавших от крепостного гнета из центральных уездов России. По сведениям Ю.А. Мизиса, в 1622 г. 40% всего населения волости состояло из русских переселенцев [21]. Наиболее ранними поселениями Тамбовского края в бассейне р. Цны были села Серп, Питерское, Перкино, Татаново, деревни Борки, Алкужи, Корели, Устье, Морша. На р. Воронеж в это же время появляется село Горитово и деревни Торбеево, Казинка, Ярок.

Верхоценская волость, входившая в состав Шацкого уезда, по сути явилась территорией, с которой началось освоение Тамбовщины русским населением. К началу XVII в. волость превратилась в крупный хозяйственный центр юга России. В 1623 г. здесь уже упоминается около ста сел и деревень. Однако волость занимала довольно обширную территорию от устья р. Цны до ее верховьев. Поэтому большая часть населенных пунктов не входила в территорию современной Тамбовской области. А из тех, что входили, были старыми селами и деревнями

В 1635 г. была выстроена крепость Козлов. На строительство города поступали дети боярские, казаки и стрельцы из десяти близлежащих городов: Воронежа, Данкова, Ельца, Лебедяни, Михайлова, Переяславля-Рязанского, Пронска, Ряжска, Сапожка, Шацка. Рабочие не могли оставить заметного следа своих традиций и обычаев на Тамбовщине, т.к. они менялись каждые 6 недель. Но сюда, на свободные земли, хлынул массовый поток беженцев от помещиков Воронежского, Данковского, Лебедянского, Переяславль-Рязанского, Ряжского, Рязанского уездов. Кроме того, в Козловский уезд переселялись казаки с Дона и Украины. В 1652 г. их насчитываюсь 196 человек. Правительство разрешало им сохранять не только свое сотенное казачье устройство, но и традиции. Позже сюда переселялись выходцы из Венева, Елатьмы, Ельца, Михайлова. В состав Козловского уезда входили территории современных Мичуринского, Никифоровского (кроме южной части), западная часть Сосновского, Староюрьевского, Первомайского районов и часть Липецкой области.

Тамбов был построен в 1636 г. На его строительство привлекались шацкие казаки и крестьяне, крестьяне Верхоценской волости и Чернеева монастыря, следовательно и мордва. Со строительством города и укреплений появилась необходимость в воинском контингенте. Сюда на службу переселялось население Воронежского, Донковского, Лебедянского, Ливенского, Михайловского, Мценского, Новосельского, Ряжского, Сапожковского, Шацкого уездов. Как и в Козловском уезде в состав тамбовских служилых людей записались выходцы с Дона и Запорожской Сечи. Так, в 1636 г. в слободу на Кузьминой Гати переехали на постоянное место жительства 45 донских атаманов и казаков. Отдельной слободой на Лысых Горах поселились выходцы с Дона. Запорожские казаки (73 человека) также поселились в особой Панской слободе г. Тамбова и только во второй половине XVII в. они слились с полковыми казаками.

Под защитой оборонительных укреплений начался быстрый процесс заселения и степной части Тамбовщины. Основная масса крестьян приходила в Тамбовский уезд с соседних северных районов: Шацкого, Рязанского, Ряжского, а также Мещерского, Владимирского и др. уездов. Только небольшая часть крестьян приходила сюда из Смоленского, Дорогобужского, Ржевского, Московского уездов. Практически отсутствовали переходы из соседних восточных и западных уездов: Усманского, Саранского, Керенского, Воронежского, которые сами в это время подвергались активному заселению. Процесс заселения Тамбовского уезда в сложившихся границах завершился к середине 70-х гг. XVII в. К этому времени основная территория нынешней Тамбовской области была уже заселена, и Тамбовская провинция сама стала давать переселенцев в районы Нижнего Поволжья, Кубани, Северного Причерноморья. Однако заметим, что территорию Тамбовского уезда составляли из современных территориально-административных районов области только Тамбовский (за исключением юго-западной части), восточная половина Сосновского, Моршанский (за исключением северо-восточной и восточной части). В это время здесь было 85 населенных пунктов. По численности населения уезд превосходил все пограничные уезды южной окраины.

В начале XVIII в. началось заселение южной и восточной частей территории современной Тамбовской области. Большинство переселенцев сюда переезжали из Козловского и Тамбовского уездов, другие по-прежнему приходили из соседних Переяславль-Рязанского, Ефремовского, Шацкого, Ряжского и других уездов. География мигрантов уже охватывала почти 80 уездов России (это практически все центральные и южные регионы страны). Наибольшее число крестьян пришло из Владимирского, Ярославского, Муромского, Рязанского, Костромского уездов. В некоторые села устремились и переселенцы с Левобережной Украины. Районами выхода населения служили такие города и местечки, как Сумы, Ахтырка, Суржа, Полатов, Рыбный, Пены, Красный Кут, Харьков и др. В период с 1724 по 1733 гг. активно переселялись крестьяне на юг Тамбовщины из старых сел Верхоценской волости, Шацкого. Саранского, Нижнеломовского уездов. В 40-е гг. крепостные крестьяне Тамбовщины пополнялись пленными из Белоруссии и Польши. Позже к ним добавились пленные из Прибалтики.

Особую активность в заселении Тамбовщины в XVIII в. играли дворяне. После крестьянской войны под предводительством Степана Разина дворянство получило право на земельные наделы в южных районах России. Восемнадцатый век привел на тамбовскую землю многие знатные дворянские фамилии - Воронцовых, Гагариных, Волконских, Голицыных, Загряжских, Строгановых, Нарышкиных, Потемкиных и др. Многие помещики стремились переселить на свободные земли своих крепостных. К примеру, князь А.Д.Меньшиков переводил в свои новые вотчины (деревни: Братки, Царевка, Ключи, Гальская, Петрова Поляна, Русиновка, Нижняя и Верхняя Грибановки, Алабухи) не только своих крестьян из центральных уездов страны, но и с Украины.

С 1708 г. Тамбовский и Козловский уезды входили в состав Азовской (позднее Воронежской) губернии. Позднее в ходе второго этапа административной реформы была образована Тамбовская провинция, включавшая Тамбовский, Козловский, Добринский, Борисоглебский, Ряжский, Инсарский, Верхне- и Нижне-Ломовицкие уезды. В 1779 г. было образовано Тамбовское наместничество, к которому было отнесено 14 городов, в том числе Тамбов, Козлов, Шацк, Моршанск, Кирсанов. В конце XVIII в. Тамбовское наместничество было преобразовано в губернию, центральная часть которой включала в себя территорию нынешней Тамбовской области. К этому времени эта территория уже была заселена, впоследствии шло ее дальнейшее хозяйственное освоение.

Таким образом, в Тамбовском крае с древнейших времен происходили сложные исторические процессы. Мозаичность археологических культур на сравнительно небольшой территории обусловлена в первую очередь местными географическими особенностями и климатическими условиями. Именно в древних миграционных процессах наиболее наглядно представлены пути приспособления человеческих коллективов к иному естественно-географическому, социально-экономическому и этнокультурному окружению, разные манеры экономической, социальной и культурной адаптации к окружающей среде.

Наиболее устойчивым населением территории Тамбовской области последнего тысячелетия была мордва, подвергшаяся активной ассимиляции с XVII в. Русское население формировалось на Тамбовщине преимущественно из северо-западных (относительно Тамбова) уездов Русского государства. Естественно они несли сюда оттенки своей региональной культуры, отразившейся в топонимах, говорах, обрядах.
ПРИМЕЧАНИЯ

5. Мильков Ф.Н., Михно В.Б., Дроздов К.А. и др. Долинно-речные ландшафты среднерусской лесостепи. Воронеж, 1978. С. 165; Поценье. Воронеж, 1981. С. 61.
6. Евтихиева Л.Ю., Моисеев Н.Б., Фурсова СВ. Археология, этнография и культура Тамбовского края. Тамбов, 1998. С. 6-13.
7. Лисицына Н.К. Археологические исследования в РСФСР в 1953 г. // КСИИМК. М, 1956. Вып. 61. С. 124; Фосс М.Е. Исследование неолитических стоянок в Мичуринском районе Тамбовской области // КСИИМК. М., 1959. Вып. 75. С. 17-25.
8. России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 139-140.
9. Там же. С. 142.
10. Попова Т. Б. Происхожление поздняковской культуры // Археологический сборник. Труды Г'ИМ. Вып. 37. М., 1960. С. 38-47; ЧуистоваЛ.И. Древнейшее население Тамбовщины. Тамбов, 1982.
11. Моисеев Н.Б. Памятники эпохи бронзы на территории Тамбовской области (история изучения, историография) // Археология Черноземного Центра России: история исследований, историография. Воронеж, 1999. С. 60-63; Пряхин А.Д., Моисеев К.Б. Беседин ВН. Селезни-2. Курган доно-волжской абашевской культуры. Воронеж: ВГУ. 1998. С. 1-44.
12. Пряхин А.Д., Моисеев Н.Б. Освоение верхнего течения рек Цны и Воронежа в эпоху средней и поздней бронзы // Формирование и развитие социальной структуры населения Центрального Черноземья. Тамбов, 1992. С. 17-18.
13. Чуистова ЛИ. Памятники Городецкой культуры в Тамбовской области // Материалы по археологии Мордовии. Труды. Вып. 85. Саранск, 1988. С. 132-133.
14. Клоков А.Ю., Моисеев Н.Б. Находки скифских мечей и кинжалов в лесостепи /7 Записки краеведческого общества. Вып. II. Липецк. 1999. С. 26-42; Моисеев Н.Б. Курганы Окско-Донской равнины. Памятники Тамбовской области. Тамбов. 1998.
15. Ледяйкин В.И. О преемственности между городецкой и древнемордовской культурами // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск, 1975. С. 39.
16. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 4. Тамбов. 1887. С. 136; Черменский П.Н. Древнейшая этнография Тамбовского края // Известия Тамбовского общества изучения природы и культуры местного края. Тамбов, 1925. № 1. С. 13.
17. Андреев СИ. Половецкие каменные изваяния Тамбовщины //' Археологические памятники Восточной Европы: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2002. С. 183-187; Норцов А.И. О каменных бабах // ИТУАК. Вып. 50. Тамбов, 1905.
18. Халиков А.Х. Отчет об археологической разведке по пути «Булгар-Киев» в 1989 г. Архив ИА РАН.
19. Андреев С.И Половецкие каменные изваяния Тамбовщины // Археологические памятники Восточной Европы: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2002. С. 183-187, Верховых М.Г. Отчет по археологическим разведкам в бассейне р. Цны от г. Тамбова до с. Ба-харево Сампурского района Тамбовской области от 1 августа до 27 августа 1940 г. Фонды ТОКМ; Гетманский С.А. Отчет кафедры археологии и истории древнего мира ВГУ о разведке по р. Матыра на территории Тамбовской области в 1982 г. Архив ИА РАН1. Р-1, 10159; Иванов ПЛ. Отчет экспедиции по археологическим разведкам в бассейне р. Цны от г. Тамбова до г. Моршанска от 5 сентября до 22 сентября 1939 г. Фонды ТСЖМ; Фоломеев Б. А. Отчет о работе Окско-Донской экспедиции ГИМ в 1990 г. Архив ИА РАН; Фосс М.Е. Отчет о работе лесостепной экспедиции в 1953 г. в Мичуринском районе Тамбовской области. Архив ИА РАН. Р-1 828; Цыбин М.Б. Отчет о научно-исследовательской работе: «Выявление, постановка на учет и изучение археологических памятников на территории Центрально-Черноземной зоны». Воронеж, 1989. Архив ИА РАН; Чуистова Л.И. Отчет об археологических исследованиях в Тамбовской области в 1970 г. Архив ИА РАН. Р-1 4273.
20. Моисеев Н.Б., Раевский А.И. К вопросу о местонахождении летописной Онузы // Краевед земли Тамбовской. Тамбов, 1995. С. 51-55.
21. Мизис Ю.А. Из истории заселения Тамбовского края // Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области.
Я

noavatar



ушёл в астрал

Сообщений всего: 4
Дата рег-ции: Дек. 2011  




     
 

Отправлено: 12 Апреля, 2015 - 01:11:06
ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭПОХУ НЕОЛИТА

НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ




Неолит(новый каменный век) – последняя археологическая эпоха каменного века началаVII – III
тыс. до н.э., характеризующаяся появлением остродонной и круглодонной глиняной посуды. Сосуды
покрывались по всей поверхности разнообразным орнаментом. В это же время появляется прядение и
ткачество. Новокаменный век получил своё название от новых способов обработки камня: появилась
техника шлифования, пиления и сверления; возникает новый тип орудия– каменный топор. Для свер-ления и шлифования в качестве абразивного материала использовали песок. Топоры и молоты для руб-ки деревьев и их обработки имели большое значение для лесистой местности, которой являлся Тамбов-ский край в то время. Поэтому находки этих орудий труда не редкость.
Для обработки дерева и кости использовались кремниевые долота и тёсла. В хозяйстве по-прежнему применялись скребки, резцы, ножевидные пластинки. Они обнаружены во всех поселениях
неолита.
Несмотря на появление отдельных ремёсел, экономика носила присваивающий характер: рыболов-ство, охота на мелких животных, добыча пресноводных моллюсков.
Начиная с неолита на Тамбовщине просматривается сосуществование различных археологических
культур. К примеру, в бассейнах рек Цны и Воронежа выделяются культуры ямочно-гребенчатой кера-мики (льяловская культура), в то время как в бассейне р. Вороны известны стоянки неолитических
культур с накольчатым орнаментом(днепродонецкая, волго-камская культура). К позднему неолиту от-носятся белевская культура(ромбовидный орнамент на керамике), цнинско-мокшанская(керамика ук-рашена вогнутым и выпуклым штампами). Цниско-мокшанская культура сохранилась и в эпоху ранней
бронзы.
Неолитические стоянки известны на пойменных дюнах по берегам рек Цна, Ворона, Воронеж, Ма-тыра. К наиболее известным и хорошо изученным неолитическим стоянкам Тамбовщины относятся
Подзоровская, Шапкинская, Уваровская. Это места сезонных промысловых стойбищ.
Подзоровская стоянка расположена на левом берегу р. Воронеж, в километре к юго-западу от с.
Старое Торбеево(Мичуринский р-н). Была обнаружна в1927 г. Н.Н. Дёминым. В1953 г. обследована
М.Е. Фосс, которой было обнаружено свыше 2,5 тыс. предметов (ямочно-гребенчатая керамика, кре-мень, кости). В1965 г. В.П. Левенком на стоянке заложен раскоп площадью90 кв. м. и произведена за-чистка обрыва берега. Обнаружены неолитический слой, содержащий керамику, обломки кремневых ору-дий, куски древесины, кости. Здесь же найдена часть рыболовного закола, изготовленного из деревянных
лучинок. В1970 г. стоянку обследовал А.Т. Синюк, отметивший её значительное разрушение. М.Е. Фосс
датирует стоянку поздним неолитом(конецIII тысячелетия до н.э.). В.П. Левенок, помимо этого, выделя-ет слой раннего неолитаIV тысячелетия до н.э.
Шапкинское поселение I расположено на дюне левой пойменной террасы р. Вороны, в0,7 км к се-веро-западу от с. Шапкино(Мучкапский р-н). Открыто А.А. Хрековым в1981 г. В ходе раскопок1981 –
86 гг. им вскрыто более1000 кв.м. Обнаружены предметы эпохи неолита: кремневые орудия, керамика.
Уваровская стоянка расположена у восточной окраины г. Уварово, на правом пойменном берегу р. Во-рона. Открыта и обследована Т.Б. Поповой в1959 г. На берегу и у кромки воды собрана неолитическая ке-рамика. В1989 г. стоянка обследована Н.Б. Моисеевым. Обнаружены керамика, каменные и костяные ору-дия. Ежегодно памятник размывается водой и материал находится преимущественно на дне реки. Попова
Т.Б. датировала стоянкуIII тысячелетием до н.э., А.Т. Синюк отнёс её кIV–III тысячелетию до н.э., опреде-лив как многослойный памятник позднего неолита и раннего энеолита.
Энеолит(медно-каменный век) – археологическая эпоха серединыIV – серединыIII тысячелетия до
н.э., характеризующаяся появлением изделий из меди, при сохранении каменных и костяных орудий. В
это время человек изобрёл парус, колесо и др. В основе экономики, помимо традиционного присваи-вающего хозяйства, появляется скотоводство с коневодческой специализацией. Пункты с энеолитиче-скими материалами встречаются на широкой территории Центрального Черноземья. На территории
Тамбовской области памятники этой эпохи изучены слабо, но такие особенности керамики, как«ворот-нички» (утолщения в виде манжет и валиков), «жемчужинки» (ямки, оттиснутые с внутренней стороны
сосуда), разнообразные узоры из оттисков гребенчатого штампа и т.п., свидетельствуют о присутствии
на некоторых памятниках в бассейнах рек Воронеж и Цна людей и в этот период.
Леший

noavatar

Администратор

ушёл в астрал

Сообщений всего: 1023
Дата рег-ции: Дек. 2011  

Откуда: б.лаврово



     
 

Отправлено: 12 Апреля, 2015 - 01:15:09
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ БРОНЗОВОГО ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ
ТАМБОВСКОГО КРАЯ



Бронзовый век– археологическая эпоха(серединаIII тысячелетия до н.э. – началоI тысячелетия до
н.э.), представляющая собой качественно новый этап человеческой истории, характеризующийся разви-тием металлургии бронзы и появлением в погребальном обряде надмогильных насыпей– курганов. В
этот период в южной части Тамбовщины сложился комплекс пастушеско-земледельческого хозяйства, а
в северной– многоотраслевого хозяйства, сочетавшего развитые присваивающие промыслы(охота, ры-боловство, собирательство) с производящими отраслями(скотоводство и земледелие).
В эпоху средней бронзы(первая половинаII тысячелетия до н.э.) на территорию Тамбовской области
проникли племена среднедонской катакомбной, а затем и воронежской археологических культур. Это
время и формирования в северной части лесостепной зоны доно-волжской абашевской культуры, посте-пенно трансформировавшейся в донскую лесостепную срубную культуру на рубеже средней и поздней
бронзы. По лесным берегам р. Цна довольно плотно расселялись оседлые племена примокшанской, позд-няковской культур. В поздний период эпохи бронзы(вторая половинаII – началоI тысячелетия до н.э.)
племена срубной культуры заселяют практически всю территорию Тамбовской области. К концу эпохи
бронзы происходит отлив значительной части срубных племён с этой территории.
На Тамбовщине исследованы курганы в Жердевском, Мучкапском, Первомайском, Староюрьев-ском, Тамбовском районах и поселения в Притамбовье. Раскопки курганов позволили проследить не
только обряды захоронения различных археологических культур, населявших Тамбовский край во II
тысячелетии до н.э., но и утверждать, что именно в это время наша территория очень активно заселя-лась ранними скотоводами, владевшими приёмами обработки меди и бронзы, использовавшими лошадь
не только для верховой езды, но и для запряжки её в боевые колесницы.
Материалы раскопок поселений позволяют реконструировать размеры и устройство жилищ, хозяй-ственных построек и т.п. Жилищами людей той эпохи по-прежнему были землянки и полуземлянки. Но
размеры их стали значительно больше, так как в них предполагалось проживание нескольких семей.
Форма жилищ различалась и зависела от географических условий, природного материала и традиций
различных племён. Были жилища округлой формы (цнинско-мокшанская культура), прямоугольной
(абашевская культура), в виде сруба(срубная культура). Полы во всех типах жилищ были глинобитные
с оборудованным местом для очага.
2.3.1. Катакомбная культура
Катакомбная культура– археологическая культурно-историческая общность эпохи средней бронзы
(первая половина II тысячелетия до н.э.) степной и лесостепной территории Восточной Европы от
Днепра до Волги. Названа по типу погребений в специальных боковых ямах – катакомбах. Для ката-комбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники(погребение в подкурган-ных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытые– охрой). У племён катакомбной культуры
был отцовский род, возникли предпосылки для имущественного расслоения(погребение вождей и ро-довых старейшин отличаются более богатым инвентарём). Вещей в катакомбных погребениях находят
немного, но среди них часто встречаются яркие предметы: богато орнаментированные керамические
сосуды; бронзовые топоры; ножи; украшения и различные другие изделия; костяные украшения и риту-альные предметы, прежде всего так называемые молоточковидные булавки; каменные навершия топо-ров, булав и скипетров; кремниевые наконечники стрел и копий; орудия труда.
Южная часть современной Тамбовской области была северной периферией распространения сред-недонской катакомбной культуры. Катакомбных поселений здесь не обнаружено– имеются лишь еди-ничные находки материалов катакомбной культуры в бассейнах рек Воронеж и Цна. Жили катакомбни-ки в землянках. Для них характерна прочная осёдлость, занятие скотоводством, земледелием.
Курганные могильники катакомбной культуры исследованы в верховьях р. Савала(Жердевский р-н). Это наиболее ранние курганы Тамбовщины. Захоронения совершались в небольших могильных
ямах. Скорченные костяки на правом боку имеют южную ориентировку, на левом боку – северную.
Присутствуют парные захоронения(Туголуково), обряд искусственной прижизненной деформации че-репов(Графская курганная группа). В обрядах погребения использована охра. Для катакомбной кера-мики характерны кубковые формы, реповидные сосудики, культовые сосуды-курильницы. Судя по этим
признакам, катакомбники были знакомы с традициями культур Предкавказья и Средиземноморья. В ос-новном они вели земледельческое хозяйство в сочетании со скотоводством.
В Туголуковских парных курганах обнаружены два погребения катакомбной культуры. В основном
погребении первого кургана найден костяк и керамическая курильница. Второе погребение содержало
женский костяк. Во втором кургане выявлены два погребения. В одном найден только костяк, во втором
– парное захоронение взрослого человека с ребёнком и керамический сосуд.
В одном кургане Графской курганной группы обнаружены 2 детских захоронения катакомбной
культуры. В могилах найдена только керамика. Ещё одно захоронение этой культуры обнаружено в
другом кургане. И ещё одно катакомбное погребение обнаружено в Красногорской курганной группе.
Все курганы находятся в Жердевском районе.
2.3.2. Абашевская культура
Абашевская культура– археологическая культурно-историческая общность эпохи средней и позд-ней бронзы(середина– вторая половинаII тысячелетия до н.э.) лесостепной территории Восточной Ев-ропы от левобережья Днепра до Зауралья. Названа по могильнику у д. Абашево в Чувашии. Внутри
общности выделяется3 культуры: доно-волжская, средневолжская и уральская. Современную террито-рию Тамбовской области в то время населяли преимущественно скотоводческие племена доно-волжской абашевской культуры, сосуществовавшие с племенами катакомбной культуры, а затем сме-нившие их.
Исследованы неукреплённые мысовые поселения(Бокинское, Периксинское, Шлихтинское и др.) и
курганные могильники (Графская курганная группа, Пичаевский, Селезнёвские и др.). Открыты не-большие жилища, наземные постройки, хозяйственные ямы. У населения абашевской культуры была
довольно развита металлургия, о чём говорят находки: бронзовые ножи, копья, свёрла, крепёжные дета-ли, каменные кузнечные орудия. Сырьё для бронзовых изделий доставлялось из Волго-Уральского ре-гиона. Абашевская керамика имеет преимущественно колоколовидную, баночную форму и маленькие
остореберные сосудики. Для погребального обряда характерен культ огня и жертвоприношения живот-ных. Умерших хоронили в больших могильных ямах, обычно на спине с вытянутыми или приподняты-ми ногами.
Чаще встречается северо-восточная ориентировка погребённых. Нередко в могилах костяки полно-стью отсутствуют (кенотафы). Особо выделяются захоронения представителей высокого социального
ранга с набором оружия, орудий труда, деталей конской упряжи, символов власти. Костяные дисковид-ные псалии с шипами, найденные в 4-х курганах Тамбовской области, свидетельствуют о появлении
здесь колесничного транспорта воII тысячелетии до н.э.
Курган Селезни-2 расположен на склоне первой надпойменной террасы левого берега р. Челновой,
в0,7 км к западу от с. Селезни(Тамбовский р-н). Высота– 1,6 м, диаметр– 50 м. Открыт в1989 г. Н.Б.
Моисеевым, раскопан в 1997 г. Обнаружены 4 социально-престижных захоронения, одно – срубной
культуры, 9 жертвенников. В могильных ямах найден богатый инвентарь. Из костяных изделий выде-ляются дисковидные псалии, пряжки, застежки, втулки, орудия из рёбер животных, амулет из клыка
медведя, астрагалы. Бронзовое оружие и орудия представлены наконечником копья, ножами, свёрлами,
шилом, скобами, обкладками, пронизкой. Из камня изготовлены наконечники стрел, навершие булавы,
кузнечные орудия, точильные камни. Захоронения принадлежат доно-волжской абашевской культуре.
Селезнёвские парные курганы расположены на водораздельном плато правого берега р. Челновой, в
1,5 км к востоку от с. Селезни(Тамбовский р-н). Открыты Н.Б. Моисеевым в1989 г., в1991 г. раскопа-ны. В первом кургане, высотой0,6 и диаметром30 м обнаружены две большие могильные ямы без кос-тяков, с богатым погребальным инвентарём. В основном погребении, принадлежащем воину-колесничему, найдены костяные дисковидные псалии, кремневые наконечники стрел, меловая булава,
бронзовые ножи, скобочка и сверло, керамика. В другом– кремневые наконечники стрел, костяная вту-лочка, каменные орудия и керамика. Погребения принадлежали доно-волжской абашевской культуре
эпохи бронзы. Во втором кургане, высотой0,4 м и диаметром22 м выявлены5 погребений, два отдель-но лежащих черепа и жертвенник. В центральном погребении рядом с костяком находилось бронзовое
сверло с деревянной рукоятью и костяная пряжка. В остальных– только керамические сосуды. Три по-гребения кургана принадлежат доно-волжской абашевской культуре, одно– донской лесостепной сруб-ной культуре.
Староюрьевская курганная группа расположена на водораздельном плато рек Ситовка и Шушпанка,
в5 км к северо-востоку от с. Староюрьево. Состоит из4 курганов, высотой1 – 1,7 м, диаметром до30 м.
Открыт и исследован А.Т. Синюк в1970 г. Раскопаны3 кургана. В первом обнаружены два погребения:
одно– срубной культуры, другое– абашевской. Во втором кургане исследовано захоронение колесни-чего, в могиле которого находились костяные дисковидные псалии, бронзовый нож, кремневые и костя-
ные наконечники стрел, абашевский сосуд. В третьем кургане захоронений не выявлено, найдена только
абашевская керамика. Памятник датируетсяII тысячелетием до н.э.
2.3.3. Срубная культура
Срубная культура– культурно-историческая общность эпохи поздней бронзы(вторая половина II
тысячелетия до н.э.) степной и лесостепной территории Восточной Европы от Днепра до Южного Ура-ла. Названа так по типу погребений в ямах в деревянных срубах. Почти вся территория современной
Тамбовской области была занята населением донской лесостепной срубной культуры, в основе хозяйст-ва которой были скотоводство и земледелие. Известно около150 поселений и курганных могильников
этой культуры. Поселения расположены на мысовых склонах первой надпойменной террасы рек, курга-ны– на водоразделах. На поселениях и в курганах меньше встречается оружия, но находятся бронзовые
серпы, браслеты, подвески, каменные зернотёрки. Основное число погребений в курганах также отно-сятся к срубной культуре. Это время наибольшей плотности населения эпохи бронзы. На большинстве
поселений под срубными материалами залегают материалы доно-волжской абашевской культуры. В кур-ганных могильниках предшествуют более ранние погребения доноволжской абашевской, реже– средне-донской катакомбной культур. К концуII тысячелетия до н.э. произошёл значительный отток срубного
населения в степные районы Восточной Европы, население резко уменьшилось и стало этнически неод-нородным.
Бытовые памятники исследовались в основном в1960-е гг. под Тамбовом. Это поселения: Бокин-ское, Периксинское, «Красное Озеро», Шлихтинское. В процессе раскопок на них находили наземные
постройки, полуземляночные жилища с кострищами и очагами, хозяйственные ямы, керамику, кремне-вые и костяные наконечники стрел, фрагменты литейных форм, бронзовые ножи, тесла и иглы, керами-ческие пряслица, точильные камни, каменные зернотёрки, кости животных.
Ивано-Пущинский курган расположен в0,6 км к юго-востоку от с. Ивано-Пущино(Первомайский
р-н). Высота насыпи– 0,5 м, диаметр– 35 м. Открыт Н.Б. Моисеевым в1986 г., в1988 г. раскопан. Об-наружено детское захоронение, зольник, керамика. Относится к донской лесостепной срубной культуре.
Первомайские парные курганы расположены на водоразделе рек Иловай и Сухой Иловай, у посёлка
Первомайский. Открыты Н.Б. Моисеевым. Один курган, высотой2 м и диаметром30 м повреждён газо-проводной траншеей в1982 г. В разрезе обнаружено два разрушенных захоронения, одно из которых
относится к доно-волжской абашевской культуре. Второй курган раскопан в 1988 г., высотой 0,2 м,
диаметром15 м. Выявлены два захоронения: одно донской лесостепной срубной культуры, второе от-несено к кочевникам позднего времени.
2.3.4. Поздняковская культура
Поздняковская культура– археологическая культура бронзового века, распространённая с середины
второго тысячелетия до начала первого тысячелетия до нашей эры в бассейнах рек Оки, Клязьмы, в
верхнем и частично среднем правобережном Поволжье.
Первые поселения были обнаружены в1881 А.С. Уваровым возле с. Поздняково близ Мурома, в ка-честве самостоятельной культуры её выделили в1927 г. Б.С. Жуков и Б.А. Куфтин, однако М.Е. Фосс и
другие археологи возражали против распространения термина«поздняковская культура», считая её ва-риантом срубной.
Культура сформировалась на основе пришлых племён срубной культуры из лесостепей верхнего
подонья(или даже более южных культур) при ассимиляции ими местного населения.
Поздняковская культура представлена небольшими родовыми поселениями, располагающимися на
речных террасах, курганными группами (на раннем этапе развития) и грунтовыми могильниками (на
поздних). Дома размером от9×6 до18×12 м с плетёными стенами, двускатной крышей и несколькими
очагами немного углублены в землю; погребения– скорченное трупоположение, у могил найдены сле-ды ритуальных кострищ.
Орудия в основном кремневые, в богатых погребениях найдены бронзовые ножи, кинжалы, укра-шения. Посуда плоскодонная, орнаментированная, баночной формы. В орнаменте типичны жемчужные
и верёвочные отпечатки. Основными занятиями считаются скотоводство, земледелие и выплавка брон-зы, подсобными– охота и рыболовство. При этом собственных месторождений меди у поздняковцев не
было и её привозили в слитках с южного приуралья. Известны своеобразные бронзовые топоры, ножи,
серпы, кинжалы, втульчатые наконечники копий, височные кольца, бляхи, браслеты, кольца.
Поздняковская культура оказала влияние на формирование более поздних местных культур, в част-ности городецкой, хотя из-за хронологического разрыва в их существовании невозможно напрямую вы-вести последнюю из поздняковской.
На холме Голдым в числе других находок были обнаружены сосуды баночной формы поздняков-ской культуры.
Леший

noavatar

Администратор

ушёл в астрал

Сообщений всего: 1023
Дата рег-ции: Дек. 2011  

Откуда: б.лаврово



     
 

Отправлено: 12 Апреля, 2015 - 01:17:13
ОСЕДЛЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ
ТАМБОВСКОГО КРАЯ



Железный век– археологическая эпоха появления и широкого распространения оружия и орудий
труда из железа. В начальный его период, называемый ранним железным веком(VIII в. до н.э. – IV в.
н.э.), в восточноевропейской лесостепи развивается пашенное земледелие, в степной зоне– кочевое хо-зяйство. На территории Тамбовской области начало раннего железного века связано с появлением ким-мерийских племён(VII – VI вв. до н.э.), а также со скифскими племенами и существовавшей одновре-менно со скифами городецкой культурой. Носители городецкой культуры жили в лесной зоне, скифы
кочевали по степной и лесостепной части современной Тамбовской области. Также, в южной части
Тамбовщины кочевали в это время савроматские, а затем сарматские племена.
2.4.1. Городецкая культура
Городецкая культура– археологическая культура раннего железного века(VIII в. до н.э. – III в. н.э.)
лесной зоны и северной лесостепи Волго-Окско-Донского междуречья. Названа по городищу у с. Горо-дец(Рязанская обл.), исследованному В.А. Городцовым в1898 г. Племена городецкой культуры отно-сятся к финно-угорским. Памятники городецкой культуры представлены городищами, селищами и ме-стонахождениями. Обряд захоронения не установлен. ВV в. часть племён Городецкой культуры по р.
Оке подверглась истреблению. Коллективные захоронения, а проще сказать ямы с изрубленными ос-танками, сопровождают почти каждое городецкое городище. На местах поселений слой золы– их со-жгли, и больше там никто не жил.
Для населения типично занятие подсечным земледелием, кузнечным и гончарным ремёслами, охотой
и рыболовством. Керамика городцов покрыта рогожными и сетчатыми отпечатками, но встречаются со-суды и с неорнаментированной поверхностью. Наряду с металлическими широко применялись орудия
труда и оружие из кремния и кости. С началомI тысячелетия н.э. городецкая культура постепенно транс-формируется в древнемордовскую. На территории Тамбовской области известен целый ряд городищ и
селищ городцов в Тамбовском, Сосновском и Моршанском районах.
Горельское городище расположено на правом берегу р. Цны, в3 км к востоку от с. Горелое(Там-бовский р-н). Занимает наиболее высокую часть коренного берега, под которым находится источник.
Имеет два ряда укреплений: внутреннее– размером50×40 м, с высотой вала1,5 м и глубиной рва1,5 м.;
внешнее– 120×80 м, с высотой вала0,5 м и глубиной рва до1 м. Первые сведения о памятнике под на-званием«Старое Городище», или«Крутая Гора», встречаются в Известиях Тамбовской учёной архив-ной комиссии (ИТУАК) за 1890 г. В 1939 г. городище обследовано П.П. Ивановым, в 1972 г. – Л.И.
Чуистовой, в1990 г. – Н.Б. Моисеевым. Найдена керамика городецкой культуры и материалы мордвы-мокши. В1990 г. Н.Б. Моисеевым в400 м к северо-востоку найдено второе городище. Памятник имеет
две линии укреплений(вал высотой1 м и ров глубиной0,5 м). Выявлена керамика мордвы-мокши.
Голдымское поселение расположено на ледниковом останце левого берега Цны, в2 км к востоку от
с. Малиновка, напротив лесничества Голдым(Тамбовский р-н). Памятник многослойный, открыт в1970
г. Л.И. Чуистовой. В ходе археологической экспедиций ТГПИ под её руководством в1970–1971 гг. об-наружены остатки двух построек, хозяйственные ямы, керамика, кремневые и костяные орудия, бронзо-вые украшения, кости животных. Л.И. Чуистова характеризовала Голдымское поселение как много-слойное, выделяя культурные слои эпох: неолита, бронзы, городецкой культуры раннего железного ве-ка, среднецнинской мордвы, и позднего средневековья.
Давыдовское городище расположено на мысе левого коренного берега р. Серп, у северной окраины
с. Давыдово (Моршанский р-н). Имеет округло-прямоугольную форму, размером 150×100 м. С двух
сторон городище защищено оврагами, с северо-запада – валом высотой 2 м и рвом глубиной 1,5 м.
Впервые упоминается в1887 г. И.И. Дубасовым. На Давыдовском городище найдена керамика с « ро-гожным» орнаментом, бронзовые украшения, железные орудия труда. В1949 г. директором Моршан-ского краеведческого музея П.В. Кобозевой на памятник составлен паспорт, содержащий информацию
о раскопках его А.П. Спициным(1905) и П.П. Ивановым (1925). В1999 г. памятник обследован Н.Б.
Моисеевым и С.И. Андреевым. Обнаружены следы раскопов, собрана керамика примокшанской куль-туры эпохи бронзы, городецкой культуры раннего железного века и среднецнинской мордвы.
Пчеляевское городище расположено на правом берегу Цны у Пчеляевского кордона(Сосновский р-н). Имеет2 линии укреплений. Внутренний дуговидный вал высотой1,4 м, шириной до11 м. Ров глу-биной1 м, шириной до3 м. Внешний вал на удалении32 м к северу, высотой0,8 м, шириной5,2 м, в
юго-восточной части примыкает к внутреннему валу.
Впервые Пчеляевское городище упоминается в 1903 г. А.Н. Норцовым. При исследовании Л.И.
Чуистовой в1971 – 1972 гг. было зафиксировано около30 грабительских ям. Найдено около3,5 тыс.
фрагментов керамики городецкой культуры и поздней бронзы, пряслица, астрагалы, кости, шлаки, кам-ни. Памятник относится к эпохе поздней бронзы и раннему железному веку.
Пчеляевское поселение расположено на правом берегу Цны, у Пчеляевского кордона(Сосновский
р-н). В1971 г. Л.И. Чуистовой открыто три поселения(ПчеляйII, ПчеляйIII, ПчеляйIV). Памятники
содержат«рогожную» и«сетчатую» керамику городецкой культуры, керамику поздней бронзы.
Тригуляйское городище расположено на мысе правого берега Цны, в 1 км к югу от с. Тригуляй
(Тамбовский р-н). Размеры– 150×90 м. С напольной стороны защищён валом высотой2 м и рвом глу-биной2 м. Впервые памятник упоминается А.Н. Норцовым в1903 г. В1990 г. обследовано Н.Б. Мои-сеевым. Найдена керамика, шлаки, кости, относящиеся к городецкой культуре и мордве-мокше.
Поселение Тихий Угол(«Могилище») расположено на дюне правого берега Цны, в1 км к северо-востоку от с. Тихий Угол (Сосновский р-н). Дюна имеет местное название « Могилище». Стоянка от-крыта в1939 г. П.П. Ивановым. В1956 г. Т.Б. Поповой обнаружены неолитическая, городецкая, мор-довская керамика, кремневые орудия.
2.4.2. Мордовская культура
Мордва(среднецнинская мордва) – народность финноугорских народов Поволжья. Основные груп-пы мордвы– эрзя и мокша, сохранившие племенные и этнические самоназвания и говорящие на разных,
хотя и близких языках. Формирование мордвы происходило в междуречьях Оки, Волги, Цны, Суры,
Алатыря. Древнейшая область обитания эрзи– бассейн Суры, мокши– бассейн Мокши. Традиционным
типом поселений являлись городища. Большинство их относится к городецкой культуре раннего желез-ного века (Давыдовское, Горельское, Тригуляйское и др.). Почти все городища мысовые, с незначи-тельным и бедным культурным слоем, находятся вдали от крупных рек, в верховьях оврагов. Средневе-ковые селища мордвы разведаны в большом количестве, но раскапывались мало. Наиболее ранние по-гребальные памятники, относящиеся к первой половине I тысячелетия н.э. представлены грунтовыми
могильниками. Кладбища средневековой мордвы второй половиныI тысячелетия н.э. бескурганные, ря-довые. Наиболее крупный– Крюково-Кужновский могильникVIII – XI вв., в котором исследовано око-ло700 погребений. МогильникиI тысячелетия н.э. в основном биритуальны(трупоположение и сожже-ние). Трупоположения являются преобладающими. Обычное положение покойных– на спине с вытяну-тыми вдоль туловища или сложенными на груди руками. В могилах встречаются подстилки из луба и
досок, иногда– следы гробов. Покойных в некоторых случаях заворачивали в луб или ткань. Северная
ориентировка погребенных связывается с памятниками эрзи, а южная– с мокшей. На территории Там-бовской области выявлены12 мордовских могильников, из них только один имеет северную ориенти-ровку, в остальных покойники ориентированы головами на юг.
Обряд трупосожжения появился у мордвы уже в первой половине I тысячелетия н.э. Кремация
умерших всегда совершалась на стороне, кальцинированные кости ссыпались в могилу. Вещи раскла-дывались на дне ямы в порядке ношения при жизни умершего. Типичными для среднецнинской мордвы
являются находки височных привесок с грузиком и спиралью, шумящих привесок в виде гусиных ла-пок, застёжек-сюльгам. Мордва занималась скотоводством, пашенным земледелием, охотой, рыболов-ством и в больших масштабах бортничеством. Из ремёсел, особенно были развиты чёрная и цветная ме-таллургия, кузнечное и ювелирное дело, плотничество, гончарство.
Больше-кашменский могильник расположен на песчаной дюне правого берега р. Кашма, в7 км к
востоку от г. Моршанска. Открыт в1931 г. П.П. Ивановым, который датировал егоIX – XI вв. н.э. В пя-ти мордовских погребениях найдены железные орудия труда и бронзовые украшения.
Давыдовский могильник расположен на левом берегу р. Серп, у южной окраины с. Давыдово
(Моршанский р-н), датируетсяVIII – XII вв. н.э. Впервые упоминается в«Известиях ТУАК» (1890). В
1892 г. А.А. Спицын произвёл частичные раскопки. Обнаружено четыре мордовских погребения. С кос-тяками найдены бронзовые украшения, железные детали конской упряжи.
Елизавето-Михайловский могильник расположен на правом берегу р. Морша, на дюне между села-ми Михайловка и Елизаветино(Моршанский р-н). Открыт П.П. Ивановым в1911 г. Раскопки велись им
в1927–1928 гг. Исследованы136 мордовских погребений. Выявлены трупоположения и трупосожже-ния. С костяками найдены железные орудия труда, оружие, бронзовые украшения, керамика. Погребён-ные лежали в грунтовых ямах с закруглёнными углами, рядами, головой на юг, что является этническим
признаком мордвы-мокши. Археологи А.Е. Алихова и Р.Ф. Воронина датируют могильникVIII–XI вв.
н.э.
Кёршинско-Вьюнский могильник расположен на правом берегу Цны, при впадении в неё р. Кёрша, в
3,5 км к востоку от с. Кёршинские Борки(Моршанский р-н). Открыт в1932 г. во время хозяйственных ра-бот. В1939 г. произведены раскопки П.П. Ивановым, датировавшим могильникVIII – X вв. н.э.
Крюково-Кужновский могильник расположен на дюне правого берега р. Цна, к востоку от с. Крю-ково(Моршанский р-н). Открыт в1928 г. при строительстве дороги. В1929 – 30 гг. и1932 – 36 гг. рас-копки могильника производил П.П. Иванов. Обнаружено586 мордовских погребений и слой более ран-ней стоянки, содержащий керамику неолита и эпохи бронзы. В1956 г. Т.Б. Попова раскопала30 погре-бений, в1968-1969 гг. Р.Ф. Воронина– 37 погребений и место кремации покойников. Всего на могиль-нике раскопано 653 погребения, в которых обнаружен богатый инвентарь в виде оружия, железных
орудий труда, бронзовых и серебряных украшений, монет, посуды. Одно из них содержало материалы
славянского облика. П.П. Иванов и Р.Ф. Воронина датировали могильникVIII–XI вв. н.э., А.П. Смирнов
– VII–XII вв. н. э., Т.Б. Попова– IX-X вв. н.э.
Лядинский могильник расположен на левом берегу р. Ляда у с. Новая Ляда(Тамбовский р-н). От-крыт при железнодорожном строительстве в1869 г. Вещи из могильника в1877 г. были частично опи-саны И.Р. Аспелиным. В1888 г. по заданию Императорской Археологической комиссии раскопки про-извёл В.Н. Ястребов. Им обнаружены143 мордовских погребения.
Вместе с костяками найдены железные орудия и оружие, бронзовые и серебряные украшения, ке-рамика. В1889 г. раскопки продолжил П.И. Пискарёв, в1983 – 1985 гг. – Р.Ф. Воронина, которая вы-явила83 погребения, богатый инвентарь. Памятник датирован В.Н. Ястребовым, а также Ю.В. Готье и
А.И. ЯковлевымX – XI вв. н.э., Р.Ф. Ворониной– IX – XI вв. н.э.
Серповский могильник расположен на правом берегу р. Цна, в2 км к востоку от с. Серповое(Мор-шанский р-н), на дюне с местным названием«Воскресенский бугор», по которой получил своё второе
название. Впервые упоминается в « Известиях ТУАК» (1890). В 1892 г. А.А. Спицин обследовал мо-гильник, выявив37 мордовских погребений, в которых найдены железные копья, медные и серебряные
пряжки, гривны с подвесками в виде колец, а также пояс, украшенный12 золотыми византийскими мо-нетами VII в. н.э. Погребённые располагались в грунтовых ямах с закруглёнными углами, головой, в
основном, на север, в отличие от других могильников среднецнинской мордвы, с южной ориентировкой
погребённых. Археологи считают это этническим признаком мордвы-эрзи. В Серповском могильнике
особенно много трупосожжений. Памятник датируетсяVI–VII вв. н.э.
Томниковский могильник расположен на левом берегу Цны, к востоку от с. Новотомниково(Мор-шанский р-н). Открыт в1890 г. во время строительных работ. В1890 г. раскопки вели В.Н. Ястребов и
И.И. Воронцов-Дашков, в1908 г. – Д.С. Шереметьев, в1910 г. – Н.Е. Макаренко. Всего обнаружено57
погребений, в том числе12 трупосожжений. В могилах с костяками найдены железные орудия труда и
оружие, бронзовые и серебряные украшения, керамика, изделия из стекла, кремня, кости. Большая часть
из них передана в Эрмитаж. В.Н. Ястребов датировал памятникIX в. н.э., отнеся его к древней мордве.
2.4.3. Культуры славянских племён и древнерусская
Цнинская мордва поддерживала постоянные связи со своими соседями, в том числе и славянами, а
затем русскими. В мордовских погребениях нередки предметы древнерусского происхождения. Славян-ские поселения по берегам рек Ворона, Матыра, Битюг известны сVIII – X вв. В этих поселениях про-
живали земледельцы, от которых мордва получала посуду, украшения, оружие, расплачиваясь мехами,
мёдом, воском, скотом. Однако прочно и надолго закрепиться в этих местах славянам не удалось, их
вытеснили кочевники. ВX – XII вв. на берегах Вороны обосновались выходцы из русских княжеств,
бежавшие от усобиц(бродники). Отдельные поселения бродников сохранялись вплоть доXVI в.
В южных районах Тамбовской области были обнаружены и исследованы памятникиIII в. н.э., при-надлежавшие славянской позднезарубинецкой культуре, носители которой повидимому были ассими-лированы мордвой. Позднее мордва оказалась под влиянием славянской(боршевской) культуры, жив-шей в бассейне среднего Дона и Воронежа, а затем переместившейся в бассейн Средней Оки.
Древнерусское государство– государство, сложившееся в Восточной Европе в последней четверти
IX в.н.э. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров
восточных славян– Новгорода и Киева. Северо-западная часть Тамбовской области вXII–XIII вв. вхо-дила в состав Рязанского удельного княжества. Граница со Степью проходила с запада на восток по р.
Матыра до Цны, далее по Цне на север до Оки. С целью обозначения и обороны этой границы были воз-двигнуты такие городища, как Семилукское, Животинное, Никольское. Археологическими исследова-ниями выявлены древнерусские селища в бассейнах рек Польной и Лесной Воронеж в Мичуринском
районе. В районе села Никольского(Знаменский р-н) находилась сторожевая порубежная крепость. Под
её защитой появились многочисленные селища. Русичи жили в землянках, в некоторых случаях– в по-луземлянках и наземных жилищах. Занимались земледелием, животноводством, охотой, рыболовством,
бортничеством. Но главное занятие– несение сторожевой службы. Жизнь в этих селищах прекратилась,
видимо, с вторжением монголо-татарских войск на Русь в1237 г. Разгром Рязанского княжества привёл
к запустению окраин государства.
Никольское городище расположено на мысе коренного правого берега Цны, у восточной окраины с.
Никольское(Знаменский р-н). С двух сторон ограничено оврагами. Имеет прямоугольно-округлую фор-му, размером100×70 м. С восточной стороны укреплялось валами и рвами. Впервые упоминается в отчёте
научного сотрудника Тамбовского областного краеведческого музея М.Г. Верховых(1940 г.) как памят-ник мордвы-мокши.
В2000 г. памятник осмотрен Н.Б. Моисеевым и С.И. Андреевым. Установлено, что в начале1990-х
гг. большая часть городища уничтожена при земляных работах. Выявлены материалы, относящиеся к
древнерусскому времени. В2001 г. городище исследовалось экспедицией под руководством С.И. Анд-реева. Выявлена система укреплений в виде трёх рвов и двух валов, многочисленные свидетельства су-ществования здесь сторожевой крепости Рязанского княжества. Крепость погибла после вражеского на-бега. По предположению С.И. Андреева, Никольское городище является легендарной крепостью Ону-зой(Нузлой) – первым древнерусским городом, ставшим жертвой войск хана Батыя.
В непосредственной близости от городища обнаружено три неукреплённых селища того же време-ни. Городище датировано концомXII – началомXIII вв. и относится к памятникам Древней Руси.
Никольский могильник расположен на мысе коренного правого берега Цны, у восточной окраины с.
Никольское, на посаде Никольского городища. Большая часть памятника разрушена оврагом. В2001 г.
экспедицией под руководством С.И. Андреева произведены раскопки. Вскрыто пять погребений(2 жен-ских, 2 детских и1 мужское с признаками кремации). Погребения располагались непосредственно в куль-турном слое, только одно было немного углубленно в материк. Погребённые ориентированы головой на
запад. Никаких предметов в могилах не найдено. Покойники хоронились без гробов. Только в одном слу-чае зафиксирована дубовая доска на покойном. Могильник синхронен городищу и датируетсяXII–XIII вв.
Леший

noavatar

Администратор

ушёл в астрал

Сообщений всего: 1023
Дата рег-ции: Дек. 2011  

Откуда: б.лаврово



     
 

Отправлено: 12 Апреля, 2015 - 01:20:43
КУЛЬТУРЫ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЖЕЛЕЗНОГО
ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОГО КРАЯ



2.5.1. Скифы, савроматы, сарматы
Скифская культура включает как самих скифов(ираноязычный народ, с кочевым укладом жизни),
так и ряд народов, попавших под их влияние. Распространялась в степной и лесостепной зонах Север-ного Причерноморья и Северного Кавказа вVII – III вв. до н.э. Для скифской культуры характерны кур-ганные захоронения. Мужские захоронения обычно содержат определённый набор оружия(бронзовые
наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения. Бронзо-вые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками-ручками в центре диска, распространение
звериного стиля в искусстве являются выразительными элементами культуры. Особенность скифов на
лесостепной территории – наличие множества городищ и поселений, что связано с оседлым образом
жизни. К серединеIII в. до н.э. скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье
сарматских племён. На территории Тамбовщины известны находки скифских мечей акинаков с почко-видными или бабочковидными перекрестиями(Жердевский, Инжавинский, Петровский и другие рай-оны). Влияние скифской культуры сказывалось на керамике городецкой культуры– украшения горло-вин сосудов проколами под венчиком. Такая посуда найдена на Давыдовском городище, при раскопках
холма Голдым и на других памятниках.
Савроматская культура. Ранний период в истории сарматов(VII – IV вв. до н.э.) связан с савромат-скими племенами. Ареал савроматской культуры– левобережные донские, поволжские и приуральские
степи. Савроматы представляли большую группу древних племён, родственных скифам Северного
Причерноморья. Долгое время родина савроматских племён оставалась неизвестной. В результате ар-хеологических исследований установлено, что местом формирования савроматской культуры являлись
вVI в. до н.э. степи Нижнего Поволжья и Приуралья. В связи с кочевым укладом её носителей Савро-матская культура представлена только погребальными памятниками. Она является одним из звеньев в
цепи культур степей Евразии(скифо-сибирского мира) с обычным для них вооружением, снаряжением
коня и распространением памятников искусства, выполненных в традициях скифского звериного стиля.
Особенностью культуры являются погребения женщин-жриц, сопровождающиеся особым набором
вещей(костяные туалетные ложечки, каменные блюда на ножках и оружие). Эти погребения подтвер-ждают свидетельства древних авторов об особом положении женщин в обществе савроматов. Свиде-тельством пребывания савроматов на территории Тамбовской области являются мечи, которые часто
находят на юге области. Отличительная особенность этих мечей – украшение почковидного перекре-стия зеркальным изображением клювов и глаз орла.
Сарматская культура(III в. до н.э. – III в. н.э.) сменила савроматскую. Её носители кочевые ираноя-зычные племена. Сарматы оказали сильное влияние на культуру окружающих её народов. Сарматские
памятники исчезают после вторжения готов. На территории Тамбовской области известны как случай-ные находки предметов сарматского вооружения, так и сарматские погребения. Случайными находками
вооружения, как правило, являются находки мечей-акинаков. По внешнему виду они разделяются на
мечи с навершиями в виде классических серпов или рожек(ранний этап культуры), навершиями в виде
кольца(средний этап) и без навершия(поздний этап).
Графская курганная группа. В 1992 г. Н.Б. Моисеевым в одном кургане обнаружено захоронение
сарматского воина, содержавшее серебряные перстень, пряжку и фрагменты сосуда, костяную пласти-ну, железные наконечники стрел, нож, меч, фрагменты кольчуги, каменную точильную плиту, гончар-ный кувшин. Погребение датируетсяII в н.э.
Пичаевский курган. В1989 г. Н.Б. Моисеевым в одной могиле обнаружено захоронение сарматской
женщины с мелкими пастовыми бусами.
2.5.2. Половцы
Половцы(кипчаки, киманы) – кочевой тюркоязычный народ, входивший вIX – началоXI в. в Ки-макский каганат(Юго-западная Сибирь). С серединыXI в. половцы заняли восточно-европейские сте-пи, до началаXIII в. совершали постоянные набеги на русские земли. В1068 г. происходит первое на-шествие половцев на Русь. В сентябре половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разори-ли южнорусские княжества. В ноябре Святослав Ярославич, имея3 тысячи ратников, разбил12 тысяч
половцев в битве на р. Снови. После этого военные походы половцев на русские земли(нередко в союзе
с кем-то из князей) приобретают регулярный характер. Государство половцев не имело аппарата управ-ления, налоговой системы, специального войска. Весь вооружённый народ и был войском. Источники
доходов: скотоводство, частично земледелие, грабежи соседних народов, откупы и торговые пошлины с
проходивших караванов.
В началеXII в. половцы были вытеснены Святополком Изяславовичем и Владимиром Мономахом
на Кавказ, за Волгу и Дон. После смерти Владимира Мономаха(1125) вновь стали активно участвовать
в междоусобной борьбе русских князей. Затем, с1190-х гг., наступил недолгий период мирного сосуще-ствования и частичной христианизации половецкой знати. В1223 г. во время битвы на р. Калке полов-цы выступали в союзе с русскими князьями и вместе с ними потерпели поражение от войск Чингисхана.
После европейского похода Батыя 1236 – 1242 гг. как самостоятельная политическая сила перестали
существовать. Основная их часть вошла в состав тюркского населения Золотой Орды.
Археологическая культура половцев представлена малыми курганами южнорусских степей и впу-скными погребениями в насыпях более ранних периодов. На территории Тамбовской области половцы
оставили следы пребывания в виде изваяний(баб) из мягких пород камня(песчаник, известняк), а также
из гранита. Статуи найдены в Мордовском, Ржаксинском и Мичуринском р-нах. Они изображают
умерших воинов, богатых женщин и условно передают обобщённый образ половца с типичным овалом
лица, традиционно сложенными на животе руками или с сосудом в руках. Их помещали на могилах
воинов, на высоких скифских курганах, перекрёстках дорог, им поклонялись и приносили жертвы. Кур-ган с погребением половца был исследован в 1988 г. экспедицией под руководством Н.Б.Моисеева в
Первомайских парных курганах.
Находки каменных половецких изваяний в Доно-Хопёрском междуречье и в бассейне Хопра свиде-тельствуют о том, что половцы хорошо освоили этот район. Здесь были их кочевья, летние и зимние по-селения.
Леший

noavatar

Администратор

ушёл в астрал

Сообщений всего: 1023
Дата рег-ции: Дек. 2011  

Откуда: б.лаврово



     
 

Страниц (1): [1]


это будет Вам интересно

старая казинка
выписка из истории сельского храма
07 Марта, 2014 - 23:23:21
Автор: Леший
храм в Ярке
история церкви села Ярок. выписка.
06 Марта, 2014 - 16:54:55
Автор: Леший
терновое
история церкви на селе
17 Января, 2015 - 16:57:00
Автор: Леший
Успенское
история сельского храма
22 Марта, 2015 - 13:27:48
Автор: Леший
Старое Гаритово
история сельского храма
23 Марта, 2015 - 23:17:20
Автор: Леший