Здравствуйте, Гость ( ·Вход·   ·Регистрация·  )
·Забыли пароль?·

народные приметы

гадания, поверья тамбовских крестьян

последние обсуждения в темах

Артефакты-3 - 2

Природа

Покатушки

Древнерусская княгиня получила имя

Кто что смотрит

stalker

Барский дом. Иловай

Разное

храм в Устье

Бурцевы с.Радостное

Мои предки из малого лаврово

Раз,два,три,четыре,пять,... А кого нам выбирать ???

Кина не будет,електричество кончилось

качественный интернет

антенны для модемов

Интернет опсосы

археологические раскопки под мичуринском

Вопрос

9 мая

Магнит

удивительное рядом

Что творят с реками Воронеж и Алешней?

с новым годом

Глобальное потепление

Церковь в Громушке,она же в Донском,она же в Козлове

ищу родственников с Ново-Тарбеево

Зорин Владислав Георгиевич

столяр-плотник

штакетник

Нужны землекопы

рабочий на участок

Мясо- перерабатывающее предприятие

мичуринский автовокзал

ИСТОРИЯ ТАМБОВЩИНЫ

новое Гаритово (Миляево)

Они сражались за родину

народные приметы

Юрьев День

Старое Гаритово

добыча известняка в Жидиловке



Отправлено: 09 Апреля, 2015 - 23:05:18
Народные представления о метеорологии на территории Тамбовской области, как и духовная куль-тура в целом, со временем видоизменялись, хотя обряды сохранялись во многом такими, какими они
существовали изначально. Народная метеорология до недавнего времени специально не изучалась, а
потому сведения, которыми мы на сегодняшний день располагаем, довольно отрывочны и, как правило,
тесно связаны с какой-либо сферой духовной культуры(календарной обрядностью, демонологией,
семейными обрядами).
Рассмотрим некоторые существовавшие и ныне бытующие поверья.
Одним из наиболее распространенных поверий является гадание о судьбе и плодородии. В основе
их лежат приметы, по которым узнавали о богатстве урожая или его отсутствии, о предстоящей погоде
на год: засушливость, снежность и т.п.
Наиболее интересный способ гадания связан с кукушкой и зафиксирован еще вXIX веке В. Бонда-ренко. По времени крика кукушки узнают какой будет год: голодный или хлебный. Так, ранний крик
птицы считался дурным предзнаменованием. Во избежание голода крестьяне совершали следующее
действие: "Некоторые, желая получить хороший урожай, приходят рано утром в лес и стараются по-раньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный"
1
. В наше время также связы-вают гадание о богатстве урожая с кукушкой. Жители области примечают совпадает ли прилет кукушки
и ее первый крик с появлением зелени(применительно к лесу). Если"лес еще не одет, голый", то год
будет плохим(засушливым и неурожайным) утверждают информаторы: "Прилятить кукушка, если го-лый лес, то значить будеть эта засуха или голодный год. Ну и правильно: ныне кукушка прилетела, го-лый лес у нас был, вот и засуха. Петровский р-н". Данное поверье перекликается с аналогичным, в ко-тором кукушка замещается на первый гром: "Вот гром гремит, если на деревьях нет еще листвы, то…
и гремит гром, то это к плохому урожаю. Плохой урожай, если гром гремит, а деревья голые. И все
говорят: "Ой, гром, это плохой урожай". Петровский р-н".
Множество поверий о метеорологии связано в народном сознании с календарным комплексом, на-пример, с днем Благовещенья. Часть из них связана с огнем и касается погоды на будущий год. Так, В.
Бондаренко зафиксировал следующее поверье: "Под Благовещенье огней в избах всю ночь не тушат:
лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет
2
". Это поверье не совпадает с бытующим в наше
время запретом зажигать свет(свечки) на Благовещенье в доме. Объясняется этот запрет двояко: или
год будет пожарный (будет много пожаров), или пчелы не будут водиться(для пчеловодов). К тому же,
по погоде на Благовещенье определяют, какова будет в следующем году:
"У нас здесь тах-то говорят, если на Благовещенье солнушко, то пожары будут, а если пасмурно, то
нет. Первомайский р-н. Ну солнце яркое вот всходит, пожаров будет много. А если тучменно, то
нет… Петровский р-н".
Поверья о метеорологических явлениях, например, о ветре, вихре зачастую ассоциируются в народ-ном сознании с демонологической мифологемой. В статье В. Бондаренко мы находи следующее описа-ние вихра: "Часто мы замечаем летом поднявшийся на дороге столб пыли от вихря. Крестьяне гово-рят, что это бесится чертенок
3
". В настоящее время на территории области распространено поверье,
что вихрь– это колдуны, собирающиеся на свадьбу в Киев; сама лексема"вихор" известна информато-рам и как номинация лукавого(нечистого): "Ураган когда собирается, ну, говорят, колдуны собирают-ся… А вихорь вот такой прям, ву-ву-ву, ну, говорить, собираются эти колдуны в одно… в нескольких
местах он прям, вот иной раз прям вьется, вьется, вьется, тут вьется, вьется, вьется, и бежить, а
вот кругом, не так вот ураганом несло, вихорь-то вот этот самый, вот это говорять это, эти колду-ны все собираются в одно место… Они под Киевом собираются, все колдуны… Там у них свадьба вся.
Да. Там, там вся свадьба у них, под Киевом. Вот полетели за… и к утру они прилетают оттуда. И они
уже все по домам. А улетают они вот в трубу. Петровский р-н". Заметим, что жители области наде-ляют колдунов способностью управлять(утаскивать) стихией ветра в момент смерти, похорон. Сущест-вует твердое убеждение: при смерти колдуна обязательно поднимется ветер: "Это вот ветер, ураган –
страшный какой, ну говоришь: "Ну, колдунья потащила ветер". Да их тут много хоронили. Петровский
р-н".
Подобных примет, поверий, связанных с предсказанием погоды, с пониманием погодных явлений
на территории области, очень много. Мы затронули лишь те, которые объединяют ретроспективный и
современный взгляд на метеорологию в народной среде.
_________________
1
Бондаренко В. Поверья крестьян Тамбовской губернии// Живая старина. 1890. Вып. 1. С. 115–121.
2
Там же. С. 117.
3
Там же. С. 120.
А.С. Чернова
Леший

noavatar

Администратор

Просматривает форум

Сообщений всего: 1029
Дата рег-ции: Дек. 2011  

Откуда: б.лаврово



     
 

Страниц (1): [1]


это будет Вам интересно

Юрьев День
обряды, поверья, терминология
09 Апреля, 2015 - 22:57:32
Автор: Леший