Здравствуйте, Гость ( ·Вход·   ·Регистрация·  )
·Забыли пароль?·

Юрьев День

обряды, поверья, терминология

последние обсуждения в темах

Кто что смотрит

Артефакты-3 - 2

stalker

Барский дом. Иловай

Разное

храм в Устье

Бурцевы с.Радостное

Покатушки

Мои предки из малого лаврово

Раз,два,три,четыре,пять,... А кого нам выбирать ???

Кина не будет,електричество кончилось

качественный интернет

антенны для модемов

Интернет опсосы

археологические раскопки под мичуринском

Природа

Вопрос

9 мая

Магнит

удивительное рядом

Что творят с реками Воронеж и Алешней?

с новым годом

Глобальное потепление

Церковь в Громушке,она же в Донском,она же в Козлове

ищу родственников с Ново-Тарбеево

Зорин Владислав Георгиевич

столяр-плотник

штакетник

Нужны землекопы

рабочий на участок

Мясо- перерабатывающее предприятие

мичуринский автовокзал

ИСТОРИЯ ТАМБОВЩИНЫ

новое Гаритово (Миляево)

Они сражались за родину

народные приметы

Юрьев День

Старое Гаритово

добыча известняка в Жидиловке

Успенское



Отправлено: 09 Апреля, 2015 - 22:57:32
Народный календарь крестьянина Тамбовской губернии еще в концеXIX века представлял со-бой сложное явление, включающее сравнительно объемный багаж знаний об окружающей природе
региона, приобретенный, как правило, эмпирическим путем; систему обрядов и запретов, тесно
связанную со всеми сферами материальной и духовной культуры края, среди которых приоритет-ными оставались аграрная и скотоводческая; осмысление закономерностей, цикличности в чело-веческой жизни; произведения устного народного творчества. Имеющий в своей основе канониче-ский церковный месяцеслов, народный календарь, по сути, представлял собой отдельную, само-стоятельную систему летоисчисления, сориентированную на прагматическое восприятие мира.
Ее локальные черты, представляющие несомненный интерес уже сами по себе, приобретают осо-бую значимость в данном случае, поскольку специфическое осмысление(а иногда и переосмысле-ние) мифологического и ритуального народным сознанием, столь ярко отразившееся в народных
поверьях, календарной терминологии, делает материал"свободным" от сугубо канонического,
христианского содержания, открывая тем самым новый пласт информации, нуждающийся в изу-чении
1
. Обратимся в качестве примера лишь к одному из праздников осенне-весеннего цикла–
Юрьеву дню.
В общерусской народной традиции Святой Георгий воспринимается преимущественно как покро-витель скота(в частности лошадей, овец– 6 мая) и волков(ср.: Что у волка в зубах, то Егорий дал– 9
декабря). На территории же Тамбовской области происходит еще и функциональная конкретизация дня
(6 мая), который наряду с номинациями Ягория (Кирсановский р-н), Вешний Егорий (Знаменский р-н),
Ягорий Победеносец (Мордовский р-н), Великий угодник (Никифоровский р-н), Злой Егорий (Петровский
р-н) получает название– Лошадиный праздник (Мордовский, Рассказовский р-ны). Осмысление Юрьева
дня именно в этом ракурсе формирует и соответствующее отношение к нему, и комплекс обрядов и ри-туалов, в центр которых попадают лошади, например: кропление лошадей, купание оных в святом ис-точнике, запрет работать на них в этот день, особый вид кормления– хлебцы в форме подков и т.п.:
"А, это Ягория… Это лошади должны отдыхать в этот праздник, на них не работают… Купать, у
нас родник святой есть, в этот родник купать лошадей водили(А священник кропил их святой водой?
– прим. автора). Ну это и называется кропить, прыскать на лошадей святой водой" (дер. Трофимовка,
Кирсановский р-н, Логинова Зинаида Степановна,1927 г. р., местная, запись автора2001 г.); Ягорий.
На эт празник на лошадях не надо работать, а то Бог накажеть. (с. Ольшанка, Гавриловский р-н, Ан-тонина Васильевна Шатунова,1932 г. р., местная, запись автора2001 г.).
Жители области хорошо знакомы и с"общерусским представлением Егория в образе святорусского
былинного богатыря– на белом коне, повелителем волчьих стай"
2
. Однако общеизвестный образ суще-ственно переосмысливается на Тамбовщине, приобретая черты местного колорита, и предстает перед
нами как бы в двух ипостасях: герой и покровитель. Образное мифопоэтическое описание героя, зафик-сированное в Мордовской районе,
повествует о поединке Ягория со змеем и избавлении от него
(т.е. змея) города: "Победил змею. Ягорий Победоносец. Когда зашла змея в город и людей ела, и вот
бились, бились, как зайдет, сколько поест. Ну че ж, давайте по очереди вынимать, кому достанется, к
ней туды подходить, к морю.
И все, а то че ж она постольку-то съедает. Ну и одна молилась, ей… молилась и молилась, и просила.
И Ягорий Победоносец явился. Когда она пришла туда, он был там на коне. И на коне. И она только
выходит, и он ей как,… и он ей прямо такой пикой в пасть-то, и приколол. И все" (с. Отшивка, Мор-довский р-н, Тарабрина Мария Николаевна,1922 г. р., местная, запись автора2002 г.).
Образ же Егория-покровителя детерминирует обряды и запреты, существующие как на6 мая(час-тично упоминание о них содержится в начале статьи), так и на9 декабря. Наряду с общеизвестным по-верьем запрещающим притрагиваться в этот день
(9 декабря) к шерсти из-за страха потерять овец, лошадей(ср.: волк будет овец таскать; волк кобылу
съест), распространено мнение, что прикосновение к шерсти может также повлиять и на масть ягнят:
"Ягорий, нет, он зимой бываеть Ягорий, с пряжей нельзя, с шерстью возиться, а то овцы будут ка-титься, ягнята пестрые будут. Да волк их утащат…"
(с. Решетовка, Петровский р-н, Яковлева Мария Михайловна, 1933 г. р., местная, запись автора2002
г.).
Любопытно, что подобное убеждение(о смене масти животного) не обнаружено нами в соседних,
южнорусских, регионах. Более того, традиционно приоритет в"выборе" масти крестьяне оставляли за
домовым
3
. Некоторое сходство домового с Егорием-покровителем обнаруживается и в обрядах закарм-ливания и окликания. Тамбовские губернские ведомости сообщают, что на Тамбовщине прошлого века
"ребятишки обходили дома с приговорами, а затем шли в поле и оставляли сделанные из прутиков ма-ленькие кресты:
Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья окликали,
Мы Макарья величали,
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого"
4
.
Обряд же закармливания осуществлялся старшим в семье
(6 мая) и заключался в приношении пищи в лес(вар.: оставляли у столба, который находился на пере-крестке): Раньше весенний, бывало, мне мама скажа, обедаеть, вот у нас дедушка береть, кусок пиро-га отрезае, три яйца или там можа два, и несите в лес на пенечек, Ягорию. Да, весной. Положим там
Ягорию (с. Тынково, Петровский р-н, Протаева Анна Ивановна,1929 г. р., местная, запись автора2002
г.); Ягория. Ягория это у столба хлеб какой-то ложут. Да вот я не знаю, слышала тоже… (с. Глазово
(Ольгино), Ржаксинский р-н, Кашнова Матрена Васильевна,1910 г. р., местная, запись автора2001 г.).
Будучи весенне-осенним праздником, Юрьев день включает сельскохозяйственные приметы и об-ряды. Знаменательно, что современный взгляд крестьянина на аграрный цикл оказывается зачастую
прямо противоположным тем взглядам, которые были зафиксированы в концеXIX – началеXX веков.
Обратимся к примеру. В наши дни жители области предпочитают воздерживаться от посадки овощных
и зерновых культур6 мая, мотивируя свое бездействие строгостью праздника и неблагоприятным вре-менем для посадки: Ничего не… Да ж картошку не сажали. Она небольшой праздник, но очень строгий
(с. Никольское, Знаменский р-н, Булгакова Прасковья Ефремовна,1919 г. р., местная, запись автора
2001 г.); Это на Ягория. Бывает шаштого мая. Ягорий. Да, нельзя. Я никогда не сажала картошки.
Даже сажать картошки надо после Ягория, вообще все сажать надо после Ягория. А до Ягория– ниче
не надо, одна батва будет (с. Новоситовка, Петровский р-н, Борисова Мария Даниловна,1935 г. р., ме-стная, запись автора2002 г.). Интересно отметить, что неблагоприятным этот день считается и для
продолжения рода: Говорили, что на Ягория нельзя, ну как это по-научному… никакое зачатие не
должно быть. На Ягория. Дети будут уродливые, и ни в коем случае нельзя яички ложить под наседку.
И вот обычай такой. Яички из гнезда, сколько бы их ни было, из их яичницу делают, их в этот же день
уничтожают. Это я точно знаю. Бабуля учила (с. Стеньшино, Петровский р-н, Еремеева Раиса Яков-левна,1932 г. р., местная, запись автора2002 г.). Напротив, дореволюционные издания, например,
Тамбовские губернские ведомости, свидетельствуют не только о возможности, но даже необходимости
начинать сев и посадку с Егория: Сей просо с Егорья, кончай Николой. С Георгия начинают садить
свеклу, сеять морковь и рассаду
5
.
С.М. Толстая, указывая на недостаточное внимание к теме народного календаря, особенно в лин-гвистическом аспекте, наряду с другими причинами называет устоявшийся факт"зависимости народно-го календаря от календаря христианского и соответственно вторичности народной(диалектной) терми-нологии праздников и календарных дат по отношению к каноническим названиям христианского оби-хода… Между тем не только структура и"семантика" традиционного народного календаря, но и в зна-чительной степени его терминология достаточно далеко отстоят от соответствующих канонических
форм, демонстрируя синкретизм христианских и языческих элементов, народного(местного) и книжно-го слоев" (Толстая С.М. Полесский народный календарь:
Материалы к этнодиалектному словарю(А-Г) // Славянское и балканское языкознание в этнокультур-ном аспекте. М., 1984.
С. 178).
_________________
1
Русские. М.: Наука, 1997. С. 633.
2
Домовой уже в концеXIX века на территории области был известен крестьянам не только как по-кровитель дома, оракул семьи, но и как хранитель скота: "Домовой– невидимое, добродушное сущест-во. Если онъ благоволитъ къ живущимъ въ дом, вся скотина ходитъ здоровехонька, лошадушки пол-нехоньки; онъ ихъ и холитъ, и моетъ, и гривы имъ заплетаетъ. Вс домочадцы не нарадуются на за-боты ддушки; за то, если ужъ и разсердится домовой, что бываетъ рдко, настаютъ пасмурные,
тяжелые дни: лашади
начинаютъ худть и падать…" (В. Бондаренко. Поверья крестьян Тамбовской губернии(Очерк) //
Живая старина. 1890. Вып. 1.
С. 117).
Знаменательно, что и в наши дни почитание домового еще столь велико, что за ним оставляют все
его права, в том числе и"выбирать" масть скота: "В любом доме есть хозяин. Если он тебя полюбит,
он… лаской к тебе будет. А уж если уж не полюбит, то будет худо наносить. Когда уходишь в другой
дом, во-первых, просишь Бога, чтоб дал тебе в другом доме жилье, и зовешь хозяина: "Хозяин, пойдем с
нами, выбирай себе любое место и живи"…
А как же. Если он полюбит вот коня тваво, лошадку, он будет на нее волоса расчесывать, косички бу-дет плесть. Вот. А уж если не полюбит, она вот не хуже этого вот, когда вся будет взлохмачена,
взъерошена, он будет ие донимать, изживать, потому что она не по душе, все вот… У нас черные
так и не приживалися, даже кошка вот пестрая" (с. Покрово-Васильево, Пичаевский р-н, Шулагина
Александра Никифоровна, 1927 г. р., местная, запись2001 г.).
4
Тамбовские губернские ведомости, 1860. ¹ 25.
5
См. подробнее: Тамбовские губернские ведомости. 1864. ¹ 15–17; 1882. ¹ 1, 14, 29, 38; 1883. ¹ 23, 25,
26, 28, 37, 40, 54, 55, 67, 102; 1886. ¹ 2, 127.

© Т.В. Махрачева
Леший

noavatar

Администратор

ушёл в астрал

Сообщений всего: 1023
Дата рег-ции: Дек. 2011  

Откуда: б.лаврово



     
 

Страниц (1): [1]


это будет Вам интересно

народные приметы
гадания, поверья тамбовских крестьян
09 Апреля, 2015 - 23:05:18
Автор: Леший